«”Мейфлауэр” сионизма, “Первая ласточка третьей алии”, “Тот самый корабль” — как только ни называли еврейские публицисты рейс, которым в конце ноября 1919 года из Одессы в Яффо отправились 644 пассажира, большая часть из которых впоследствии заслуженно заняли почётные места в сионистском пантеоне. Историки и философы, политики и общественники, художники и поэты, случайные беженцы — кого только не было на “Руслане”», — пишется в аннотации к выставке.
Речь, как известно, идёт о судне, которое век увезло из Одессы еврейскую интеллигенцию, впоследствии основавшую государство Израиль. В списке пассажиров «Руслана» значились: архитекторы Иегуда Мегидович и Зеев Рехтер, будущий редактор газеты «Га–Арец» Моше Гликсон, художники Пинхас Литвиновский, Ицхак Френкель, Иосиф Константиновский, карикатурист Арье Навон, коллекционер Яков Перемен, танцовщик и пионер израильской кинематографии Барух Агадати, главный врач больницы «Хадасса» Хаим Ясский, погибший в медицинском конвое в 1948 году, а также врач-эпидемиолог Шнеур Авигдори, и Рахель Коэн–Каган — одна из подписантов декларации независимости Израиля.
Кроме того, тем же рейсом уехала и мать будущего премьер-министра Ицхака Рабина Роза Коэн. При этом существует легенда о том, как еврейский историк Иосиф Клаузнер согласился взойти на борт «Руслана» только с собственной библиотекой, занявшей сразу 4 дополнительных пассажироместа.
«Говорили, что в Эрец-Исраэль принимали решение, что делать… Дескать, “нам так важно, чтобы Клаузнер был на этом пароходе, такой красивый будет символ, и важно, чтобы он сделал алию, поэтому, чёрт с ним, пусть берёт книжки”. У нас нет никакого подтверждения того, что это правда, — объясняет Гера Грудев. — Никто не рассказывает эту же историю про семью Перемена: Перемен вывез отсюда 220 картин, в том числе и достаточно больших. Плюс всё время забывают, что Перемен тоже вёз с собой своё книжное собрание, которое сегодня стало базой университетских библиотек в трёх разных городах».
Гера Грудев
Добавим, что в основу экспозиции легли фотографии членов экипажа и письма, написанные с борта судна Наумом Хессом (в дальнейшем — депутатом израильского парламента), вырезки из газет, письма, карикатуры и знаменитая синяя кружка — именно в такие ёмкости одесские евреи собирали деньги для покупки земли в Эрец-Исраэль.
Синяя кружка