Выставка под названием «И расскажи сыну своему…» открылась в одесском еврейском музее «Мигдаль-Шорашим».
Здесь можно увидеть экспонаты из собраний Михаила Пойзнера, Александра Бабича, Максима Баранецкого, авторские фотографии Андрея Рафаэля, а также материалы из музейного фонда.
Раритетные фото, газеты, листовки, пенал и школьный дневник с графой «Румынский язык», и рядом — распечатанные отрывки из воспоминаний очевидцев.
«Идея этой выставки возникла у нас в августе 2018 года после знакомства с Давидом Тевелевичем Айзенштейном, — рассказал сотрудник музея Владимир Чаплин. — Сейчас он живёт в США, но родился в Одессе, и там его, пятилетнего, застала война. В его детских воспоминаниях — оборона города, уход советских войск и появление оккупантов, а затем — ужас без конца… Из всей их большой семьи оккупацию пережили только Давид и его родители. Его дедушки и бабушки, а также сестра отца с дочкой погибли на его глазах — в гетто в Доманёвке. После освобождения Одессы Давид с родителями вернулся в свой дом. После войны Давид выучился, женился. У него родился сын. Родители никогда не вспоминали ужасы гетто, Давид тоже всё никак не мог собраться с силами, чтобы рассказать кому-нибудь о пережитом. Но когда его сын в январе 2018 года скоропостижно скончался, это не только стало для отца страшной трагедией, но и заставило задуматься о необходимости поделиться с кем–то воспоминаниями, так и не переданными сыну… Во многом именно для этого Давид Тевелевич и приехал прошлым летом в Одессу, где в течение трёх дней сотрудники нашего музея записывали его рассказ. Также он передал музею семейные фотографии, которые, вместе с фрагментами его воспоминаний, представлены на одном из выставочных стендов».
Кроме того, при подготовке выставки был использован ряд дневниковых записей и воспоминаний: «Одесса. Оккупация» Михаила Бродского, «Пути смерти (записки узника гетто)» Иосифа Каплера (Алексaндровича), «Записки 1941–1944 гг.» Адриана Оржеховского, «Что пройдет, то будет мило…» Татьяны Фоогд–Стояновой и других.
«В них представлены взгляды на жизнь Одессы 1941–44 годов с разных сторон — как её видели евреи, неевреи и даже евреи, скрывавшихся под видом и в среде неевреев… Это создаёт своеобразный стереоскопический эффект, придавая объёмность двумерным фотографиям и документам. Думаем, его по достоинству оценят посетители выставки. “И расскажи сыну своему…” — повелевает еврею Всевышний в пасхальной Агаде, связывая таким образом рассказ о прошлом, в том числе и о тех невзгодах, которые выпали на долю наших предков, с освобождением — сегодняшним и грядущим. Это учит нас тому, что без памяти о прошлом нет будущего», — отмечает Владимир Чаплин.